Тезисы конференции "Новые информационные технологии в образовании":
2010 г.
"Новая конфигурация для управления электронным и смешанным обучением на базе платформы 1С:Предприятие 8.2" (Бараношников А.Ю., фирма «1С»)
Конфигурация «1С:Электронный университет» предназначена для автоматизации процесса обучения: планирование, проведение и управление учебными мероприятиями в организации, включая он-лайн обучение и курсы, проводимые с преподавателем. Продукт носит типовой характер и может быть использован на предприятиях различных отраслей и направлений: корпоративные учебные центры, вузы, средние учебные заведения, частные учебные центры и др.
«1С:Электронный университет» содержит набор инструментов, позволяющих различным участникам процесса обучения взаимодействовать между собой в единой среде для достижения поставленных целей учебного процесса. Так же может быть налажен двухсторонней обмен с системами автоматизации деятельности предприятия, например системой автоматизации учебного процесса вуза.
Функциональная архитектура конфигурации
Конфигурация включает в себя шесть функциональных подсистем:
- Рабочий стол, где происходит непосредственно процесс обучения, и располагаются рабочие инструменты ученика и преподавателя: каталоги курсов, направлений обучения, аттестаций, сообщения, новости, журнал преподавателя, индивидуальный план развития, расписание занятий и другое.
- Учебный процесс, где менеджер обучения планирует проведение электронных, очных и смешанных курсов, составляет расписание занятий, формирует учебные планы, комплектует учебные группы, преподавательский состав, состав кураторов, контролирует заявки, запросы на обучение и др.
- Управление персоналом - это подсистема, предназначенная для HR-менеджера ответственного за развитие и обучение сотрудников. В данной подсистеме задается структура предприятия, формируются планы развития. При необходимости данная подсистема может быть отключена.
- Учебно-методическое обеспечение - это подсистема для детального планирования преподавателем или методистом содержания обучения: курсы, аттестации, направления обучения. Так же в рамках данной подсистемы можно вести библиотеку литературы.
- Электронные ресурсы - это подсистема для формирования электронной библиотеки, элементы которой можно в дальнейшем использовать в курсах, аттестациях. Данная подсистема предназначена для разработчиков учебного электронного контента. Роль разработчика может выполнять и преподаватель, так как использование редакторов электронных ресурсов не требует специальных технических знаний.
- Настройка и администрирование - набор инструментов для системного администратора и первоначальной настройки системы.

Взаимодействие функциональных подсистем
Рассмотренные подсистемы логически связаны и взаимодействуют между собой. Условно их взаимодействие можно описать следующим образом:
- В подсистеме «Настройка и администрирование» выполняется первоначальная настройка информационной системы после первого запуска, устанавливаются необходимые функциональные опции для учета особенностей конкретного предприятия, а так же выполняются регулярные регламентные операции.
- После того, как система готова к работе в подсистеме «Электронные ресурсы» создается электронная библиотека. Ресурсы для библиотеки могут быть либо импортированы, например это могут быть курсы в формате SCORM 2004 или созданы непосредственно в системе.
- Далее преподаватель в подсистеме «Учебно-методическое обеспечение» с использованием электронных ресурсов формирует каталог курсов, разрабатывает программы курсов, аттестаций, компонует направления обучения.
- В случае использования конфигурации на предприятии, в подсистеме «Управление персоналом» HR-менеджер разрабатывает планы развития и обучения в соответствии со стратегией предприятия.
- Далее менеджер процесса обучения в подсистеме «Учебный процесс» планирует расписание курсов, аттестаций, формирует преподавательский состав, кураторов, обрабатывает заявки и запросы.
- После того, как учебный процесс запущен, на рабочем столе пользователь может записаться на обучение и его пройти, проконсультироваться по учебным и организационным вопросам, преподаватель может проверить правильность выполнения заданий, отметить посещаемость и др.
Программная архитектура решения
Решение реализовано на базе платформы «1С:Предприятие 8.2», что позволяет использовать прикладное решение как в режиме тонкого, так и веб-клиента. С одной стороны при использовании тонкого клиента можно развернуть систему быстро на малом предприятии без использования дорогостоящих серверов и баз данных. С другой стороны в случае необходимости использования веб-доступа прикладное решение может быть развернуто без изменений на сервере с доступом через браузер. При этом вся функциональность решения сохраняется.
Подробнее с системными требованиями и возможностями платформы можно ознакомиться на Интернет-ресурсе: http://v8.1c.ru/overview/Platform.htm.
Отличительные особенности продукта
Продукт содержит достаточно большое количество инструментов для организации учебного процесса. В рамках статьи не представляется возможным системно рассмотреть их все, поэтому остановимся на некоторых фрагментах, которые отличают продукт от других, имеющихся на рынке.
Подсистема «Электронные ресурсы» концептуально повторяет уже существующий продукт - «1С:Бизнес-Школа» на базе платформы «1С:Предприятие 8.1». Важной особенностью созданного в рамках данной подсистемы учебного контента является его адаптируемость при передаче другим лицам без потери возможности на его дальнейшее обновление. Например, созданный учебный курс в головном вузе может быть передан филиалу и там изменен для учета специфики данного филиала. В дальнейшем в случае если курс устареет и будет обновлен в головном вузе и в филиал будет передана новая его версия, то сделанные там ранее изменения не пропадут и будут автоматически интегрированы в новую версию.
Поддерживается достаточно мощная система для формирования электроны тестирований: восемь типов вопросов, возможность задавать комментарии, подсказки, гибко формировать систему подсчета баллов за ответ, фасетные вопросы, возможность комбинирования вопросов и учебного контента, расширенные отчеты, в том числе анализ статистики ответов на вопросы, оценка дистракторов и другое.
В рамках подсистемы «Учебно-методическое обеспечение» предусмотрена гибкая технология формирования программ курсов в зависимости от ситуации. Имеется три способа формирования программы курсов:
- Предметный. Предметный способ формирования курса является наиболее классическим и универсальным: в общем виде программа курса формируется в виде иерархии тем и дерева занятий с указанием того, какие темы, на каком занятии изучаются.
- Модульный. В случае, когда в организации имеется большое количество похожих курсов, формируемых по модульному принципу, то для ускорения разработки новых программ курсов можно заранее сформировать модули, которые уже будут включать в себя всю необходимую информацию о содержании обучения, и потом каждый новый курс формировать, комбинируя различные модули для достижения нужной цели.
- Ресурсный. В случае, когда в электронную библиотеку загружен электронный курс и он полностью идентичен планируемой программе курса, то можно установить жесткое соответствие между этим электронным курсом и курсом в рамках информационной системы. Данные вариант является частным случаем. В общем случае программу курсу можно формировать с использованием отдельных ресурсов из электронной библиотеки.

В процессе обучения можно использовать произвольные шкалы оценок. В информационной системе уже созданы наиболее распространенные шкалы: двухбалльная (зачет, незачет), пятибалльная, десятибалльная и стобалльная.

Практически во всех подсистемах принята не объектная, а событийная технология ввода данных. Например, для назначения преподавателя на курс необходимо создать документ «Назначение преподавателя», который фиксирует соответствующее событие. Для снятия преподавателя требуется создать документ «Снятие преподавателя». Аналогичная методика принята для комплектации учебных групп, состава кураторов, открытия курсов и др. Это позволяет сохранять в информационной системе не только текущее актуальное состояние учета, но и анализировать историю изменения состояний. В других информационных системах часто принят другой подход, когда, в системе сохраняется только одно текущее состояние учета, что не позволяет анализировать процессы во времени и динамику.
Поддерживается не только очное и дистанционное обучение, но и смешанное. Для каждого занятия курса можно задать технологию (электронная или традиционная), форму (задается произвольно, например лекция или экзамен), место проведения (аудитория или дистанционно) и другие параметры. Параметры занятия определяют то, каким образом оно будет проходиться учеником и как контролироваться преподавателем. Занятия с различными параметрами можно комбинировать в рамках одной программы курса.

Заключение
В рамках данной статьи кратко была рассмотрена концепция системы, ее функциональная и техническая архитектура, отличительные особенности основные возможности. Конфигурация «1С:Электронный университет» - это комплексное решение, позволяющая автоматизировать процесс очного, дистанционного и смешенного обучения в организациях различных отраслей.
Продукт активно развивается и постоянно совершенствуется. Принимаются отзывы, пожелания, идеи предложения для сотрудничества.
