Конфигурация 1С Бухгалтерия 8
Подробное описание
Учет торговых операций
Автоматизированный учет операций поступления и реализации товаров и услуг, включая оптовую, комиссионную и розничную торговлю, наиболее полно реализован в «1С: Бухгалтерии 8.
Покупатели и поставщики строят свои отношения на основе заключённых договоров, где учитываются все операции по оптовой и комиссионной торговле. При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры, для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации.
Розничная торговля допускает поддержку технологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговыми точками.
Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя и поставщику.
Ведется учет возвратной многооборотной тары как особого вида товарно-материальных ценностей.
Обеспечивается автоматическое отражение торговых операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Оптовая торговля
Все операции оптового приобретения и продаж товаров автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Поступление товаров
Для приема товаров от поставщика обычно составляется документ «Поступление товаров и услуг».
Этим документом регистрируется как поступление товарно-материальных ценностей, так и изменение состояния взаиморасчетов с контрагентом — увеличение долга предприятия перед контрагентом или погашение долга контрагента предприятию, что автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Расчеты с контрагентом могут вестись в иностранной валюте. При этом для отражения взаиморасчетов в бухгалтерском и налоговом учете иностранная валюта автоматически пересчитываться в рубли.
Документ «Поступление товаров и услуг» предоставляет удобные способы повторного использования информации, введенной пользователем в окне документа. Так, с помощью кнопки «Печать» экранной формы документа можно подготовить один из нескольких вариантов печатной формы приходной накладной.
Экранная форма документа даёт возможность легко получить типовые печатные формы ТОРГ-12 (товарная накладная за поставщика), ТОРГ-4 (акт о приемке товара без счета поставщика), М-4 (приходный ордер).
Из экранной формы документа «Поступление товаров и услуг» можно сформировать и автоматически заполнить связанные документы. Например, можно сформировать документ «Платежное поручение исходящее» для организации последующей оплаты товаров.
При использовнии экранной формы документа «Поступление товаров и услуг» можно сформировать документ «Счет-фактура полученный», чтобы отразить поступление товаров в подсистеме учета НДС, документ «Перемещение товаров» для регистрации перемещения ценностей между подразделениями предприятия и др.
Отгрузка товаров
В информационной базе с помощью документа «Реализация товаров и услуг» регистрируется отпуск товаров покупателю. Этот документ также предоставляет богатые возможности для повторного использования содержащейся в нем информации. Из экранной формы документа можно получить несколько вариантов печатных форм, а также сформировать связанные с ним документы (счет-фактуру, приходный кассовый ордер и др.).
Комиссионная торговля
В отличие от оптовой и розничной торговли, комиссионная торговля реализована с минимальным набором отличий.
Вид торговых взаимоотношений определяется условиями договора с контрагентом, вносимым в информационную базу. Причем с одним контрагентом может быть заключено несколько договоров разных видов, одни из которых будут договорами купли-продажи, а другие — договорами с комиссионером, то есть договорами приема на комиссию или передачи на комиссию.
При регистрации хозяйственных операций по договорам на комиссию используется тот же самый комплект документов, что и для регистрации хозяйственных операций по договорам купли-продажи.
Так, прием товаров на комиссию регистрируется в информационной базе документом «Поступление товаров и услуг», а что товар принимается именно на комиссию, определено в договоре, который указан в соответствующем поле экранной формы документа.
Если ответственность за количественный и суммовой учет товаров разделена между службами предприятия, то для регистрации приема товаров на комиссию может использоваться документ «Приходный ордер на товары».
Экранная форма документа «Поступление товаров и услуг» позволяет удобно сформировать связанные с ним документом, при этом новый документ автоматически заполнится соответствующей информацией, которая имеется в старом документе и в информационной базе данных. Так, при истечении срока действия договора у предприятия может возникнуть обязанность вернуть непроданные товары — для этого случая из экранной формы документа «Поступление товаров и услуг» можно сформировать документ «Возврат товара поставщику», табличная часть которого автоматически заполнится перечнем непроданных товаров.
Если предприятие продаст товары, принятые на комиссию, или часть этих товаров, то к определенному сроку у него может возникнуть обязанность расплатиться с комитентом — контрагентом, передавшим предприятию товары на комиссию. Денежная сумма, подлежащая перечислению, определяется в документе «Отчет комитенту о продажах товарах» как разница между суммой реализации и суммой вознаграждения, причитающейся комиссионеру — предприятию, принявшему товары на комиссию.
Представленный документ также можно сформировать автоматически из экранной формы документа «Поступление товаров и услуг».
Передача товаров на комиссию контрагенту — комиссионеру оформляется документом «Реализация товаров и услуг».
Комиссионер передает информацию о проданных им товарах и о сумме комиссионного вознаграждения, которую он должен удержать из полученной выручки в свою пользу.
С помощью документа «Отчет комиссионера о продажах товаров» в информационной базе регистрируется факт продажи товаров комиссионером. Этот документ может быть заполнен автоматизированным способом на основе ранее введенного документа «Реализация товаров и услуг».
В документе «Отчет комиссионера о продажах товаров» указывается вариант расчета комиссионного вознаграждения в соответствии с условиями договора, заключенного с комиссионером. Сама сумма вознаграждения рассчитывается автоматически.
Данная конфигурация также поддерживает взаиморасчеты с контрагентами пo договорам на субкомиссию.
Все операции комиссионной торговли автоматически отражаются в налоговом учете.
Розничная торговля
Различные предприятия и организации могут вести розничную торговлю с использованием одной или нескольких торговых точек (магазины, находящиеся в собственности предприятия или взятые в аренду, павильоны, киоски, арендуемые торговые секции в универсальных магазинах и т. д.). «1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает автоматизацию учета розничных продаж и товарных остатков на каждой торговой точке и рассчитана на то, что торговые точки предприятия могут быть обеспечены разными комплектами торгового оборудования, что торговые точки могут различаться степенью автоматизированности и автономности.
Операции розничной торговли автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Для отражения розничных продаж в информационной базе торговые точки разделяются на следующие две категории:
- неавтоматизированные торговые точки;
- автоматизированные торговые точки.
Автоматизированная торговая точка
Любая автоматизированная торговая точка обладает более высокой точностью и оперативностью учета.
Продавец-кассир оформляет завершение каждой кассовой смены в соответствии с действующими правилами использования контрольно-кассовой техники. В частности, из контрольно-кассовой машины выводится так называемый «z-отчет», который регистрируется его в бумажной «Книге кассира-операциониста».
При завершении смены в информационную базу вносится документ «Отчет о розничных продажах», в котором отражена сводка товаров, проданных в течение кассовой смены.
Неавтоматизированная торговая точка
В неавтоматизированной торговой точке контрольно-кассовые машины используются только для регистрации денежных сумм, полученных от покупателей, что достаточно для соблюдения действующих правил использования контрольно-кассовой техники.
Предполагается, что контрольно-кассовые машины не связаны с информационной базой, оперативный учет отпуска товаров покупателям не ведется. При большом товарном обороте это приводит к тому, что через некоторое время реальные количественные остатки товаров в торговой точке становятся неизвестными.
Для устранения расхождений между данными об остатках товаров, содержащимися в информационной базе, и их реальными остатками, периодически проводятся инвентаризации. Результаты инвентаризации вносятся в информационную базу документом «Инвентаризация товаров на складе».
Отклонения, выявленные инвентаризацией, скорее всего будут означать объемы продаж за период времени после предыдущей инвентаризации.
Из экранной формы документа «Инвентаризация товаров на складе» можно сформировать документ «Отчет о розничных продажах», куда автоматически внесутся данные о выявленных недостачах. С помощью документа «Отчет о розничных продажах» продажи регистрируются в информационной базе.
Документ «Отчет о розничных продажах» можно вносить в информационную базу непосредственно, без предварительного формирования документа «Инвентаризация товаров на складе».
Реальные недостачи и излишки товаров, выявленные инвентаризацией, можно зарегистрировать в информационной базе соответственно документами «Списание товаров» и «Оприходование товаров». Эти документы также могут быть сформированы на основании документа «Инвентаризация товаров на складе».
Учет товаров в ценах продажи
Чтобы установить оперативный количественный контроль за остатками товаров, неавтоматизированную торговую точку необходимо преобразовать в автоматизированную. Для повышения оперативности учета товаров в неавтоматизированных торговых точках в настройках учетной политики можно указать, что товары в этих точках оцениваются в ценах продажи, при этом на счетах бухгалтерского учета будет оперативно отражаться общая стоимость товаров в неавтоматизированных торговых точках.
Продажи товаров при указанной настройке учетной политики регистрируются документом «Приходный кассовый ордер», который теперь формирует проводки не только регистрации поступления розничной выручки в кассу организации, но и проводки списания товаров в торговой точке на общую сумму в ценах продажи без детализации пo их номенклатуре.
Для восстановления информации о количественных остатках товаров в неавтоматизированной торговой точке требуется проводить инвентаризации, результаты которых вводятся в информационную базу документами «Инвентаризация товаров на складе».
Учет поставок и запасов
Одна из задач бухгалтерского учета - контроль за наличием и движением товарно-материальных ценностей предприятия. Эта задача решена в «1С: Бухгалтерии 8». Товарно-материальные ценности учитываются в разрезе позиций номенклатуры, партий и складов. В «1С: Бухгалтерии 8» реализован учет материалов, продукции и товаров на складах. Дополнительно могут учитываться таможенные декларации и страна происхождения. Предусматривается проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей и автоматическая обработка их результатов. По результатам инвентаризации автоматически подсчитывается разница между учетным количеством (зарегистрированным в информационной базе при проведении документов поступления и отгрузки) и фактическим количеством ценностей, выявленным в результате инвентаризации. После чего оформляются документы списания (в случае недостачи) или оприходования (в случае выявления излишков).
Поступление и списание товарно-материальных ценностей
Операции поступления и списания товарно-материальных ценностей полностью автоматизированы в «1С: Бухгалтерии 8».
Поступление
Для регистрации факта поступления товарно-материальных ценностей на склад используется документ «Поступление товаров и услуг». С его помощью в информационную базу вводятся сведения о стоимости, номенклатуре и других характеристиках материальных ценностей.
В информационной базе вся информация о стоимости товарно-материальных ценностей на складах хранится в разрезе партий. Партия — это совокупность товарно-материальных ценностей, поступивших по одному документу.
Партия является источником информации:
о документе, образовавшим партию,
о контрагенте, при взаимодействии с которым образовалась партия,
о договоре, пo которому производятся взаиморасчеты, связанные с партией,
о цене единицы номенклатуры и др.
С помощью отчета «Ведомость пo партиям товаров на складах» можно просмотреть информацию об остатках товаров, их поступлениях и выбытиях в течение заданного периода времени
Списание
Списание ценностей со склада может быть оформлено с помощью документа «Перемещение товаров».
При выбытии ценностей со склада, в результате их продажи, используется документ «Реализация товаров и услуг», в результате передачи в производство — документ «Требование-накладная».
Одинаковые ценности, относящиеся к разным партиям, могут иметь разные стоимости. Поэтому в настройках учетной политики предприятия следует выбрать правило определения стоимости товарно-материальных ценностей при их выбытии со склада.
«1С: Бухгалтерия 8» может использовать следующие способы списания материальных ценностей для определения их стоимости при их выбытии:
- по себестоимости первых пo времени поставок (ФИФО);
- по себестоимости последних пo времени поставок (ЛИФО);
- по средней себестоимости.
Способ списания устанавливается в учетной политике предприятия, причем для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета могут быть выбраны разные способы.
Cамым простым пo реализации является последний способ — пo средней себестоимости. Данный способ не требует ведения учета пo партиям.
При использовании способов ЛИФО или ФИФО партионный учет нужен, поскольку себестоимость поставки — это свойство партии. Партия выбирается пo дате документа, образующего партию.
Для целей инвентаризации и оценки стоимости ценностей, закрепленной за каждым материально-ответственным лицом (МОЛ), ведение учета стоимости партий товарно-материальных ценностей в разрезе складов позволяет в дальнейшем получать информацию о стоимости ценностей по каждому складу.
Учет тары
Особом видом товарно-материальных ценностей, используемым при отгрузке и транспортировке товаров и готовой продукции, является возвратная многооборотная тара. Такая тара требует учета, обособленного от учета других ценностей.
Сведения о возвратной многооборотной таре указываются на специальных закладках документов, которыми оформляются перемещения ценностях.
Для этих целей в «1С:Бухгалтерии 8» регистрируются следующие операции с возвратной многооборотной тарой:
- передача возвратной тары покупателю — это тару покупатель должен вернуть предприятию;
- возврат тары покупателем;
- получение возвратной тары от поставщика — эту тару предприятие в дальнейшем должно вернуть поставщику, до момента возврата такая тара числится на балансе предприятия пo залоговой стоимости;
- возврат тары поставщику.
В случае продажи тары покупателю без условий возврата её передача аналогична реализации товаров или готовой продукции. Такая тара не требует обособленного учета.
Приобретение тары у производителя для отгрузки в ней товаров и продукции с точки зрения учета ничем не отличается от приобретения товаров.
В конфигурации «1С:Бухгалтерии 8» ведется количественно-суммовой учет поступлений, отгрузок и остатков возвратной тары в разрезе контрагентов.
Инвентаризация
Периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств является залогом сохранности имущества предприятий.
Конфигурация «1С:Бухгалтерии 8» обеспечивает эффективную поддержку инвентаризаций товарно-материальных ценностей на складах, в процессе которых количество товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах сверяется с остатками ценностей пo данным информационной базы, определенными с учетом всех поступлений и выбытий. Для подготовки инвентаризации и регистрации ее результатов в информационной базе используется документ «Инвентаризация товаров на складе».
«1С:Бухгалтерии 8» поддерживает различные порядки проведения инвентаризации. Так, для ускорения работы до проведения инвентаризации можно автоматически заполнить документ «Инвентаризация товаров на складе» сведениями об остатке товаров на складе, содержащимися в информационной базе, и затем распечатать на бумаге типовую форму ИНВ-19 «Сличительная ведомость». При большом обьёме складского хозяйства можно сформировать целый комплект документов «Инвентаризация товаров на складе» — пo отдельному документу для каждой группы товарно-материальной ценности и места хранения — и распечатать соответствующий комплект сличительных ведомостей. После этого инвентаризационной комиссии останется провести осмотр имущества и вручную внести в сличительную ведомость данные о фактическом наличии ценностей.
После окончания работы инвентаризационной комиссии, полученные данные о фактическом наличии запасов вносятся в информационную базу путем исправления или повторного заполнения документа «Инвентаризация товаров на складе». На основании документа «Инвентаризация товаров на складе» при выявлении излишков товарно-материальных ценностей можно автоматически сформировать документ оприходования этих ценностей, а при выявлении недостачи — документ списания ТМЦ.
Для оформления итогов инвентаризации конфигурация обеспечивает автоматическое формирование инвентаризационной описи и других документов.
Учет производства
«1С:Бухгалтерия 8» позволяет учитывать производственные процессы от момента передачи материалов в производство до выпуска готовой продукции.
Основой учета процессов выпуска готовой продукции и полуфабрикатов являются спецификации.
Спецификация представляет собой перечень материалов и других составляющих, используемых при производстве изделия. Все описания материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий хранятся в информационной базе в общем номенклатурном списке, что упрощает процесс составления спецификаций и, в конечном итоге, облегчает планирование и управление. Комплектующее или готовое изделие может состоять из любых других элементов списка номенклатуры. В свою очередь, оно может быть включено в состав другого изделия.
«1C: Бухгалтерия 8» предоставляет следующие возможности:
- ведение массивов нормативно-справочной информации, необходимых для планирования и учета производства готовой продукции, включая формирование норм расходов сырья и вспомогательных материалов;
- учет выпуска готовой продукции, расхода сырья и материалов, незавершенного производства;
- учет собственного и давальческого сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;
- учет спецодежды и спецоснастки;
- учет производственных затрат, расчет плановой и фактической себестоимости с использованием методов отражения косвенных затрат;
Производственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Учет производственных затрат
«1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает автоматизацию учета затрат предприятия на выпуск готовой продукции.
Осуществляется контроль за перемещениями материальных ценностей и потреблением ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность каждого подразделения предприятия.
Регистрации факта передачи материалов в производство отображается в документе «Требование-накладная».
Итоги работы производственных подразделений ежедневно вводятся в информационную базу документом «Отчет производства за смену». В нём на специальной закладке «Услуги» можно указать сведения о «внутренних» услугах, оказанных другому подразделению предприятия, а на закладке «Возвратные отходы» — сведения о возвратных отходах, которые образовались при изготовлении продукции. Конфигурация автоматически определяет плановый расход материальных ресурсов на выпущенную продукцию и расчетные остатки материалов в незавершенном производстве.
Особым видом производственного процесса является оказание услуг производственного характера. Услуга отличается от выпуска готовой продукции или полуфабрикатов тем, что в результате оказания услуги не появляется каких-либо материальных ценностей, подлежащих регистрации в учете предприятия.
Результаты такого особого производственного процесса вносятся в информационную базу документом «Акт об оказании услуг производственного характера«. Одна из функций этого документа — регистрация расхода материалов, связанных с оказанием услуг производственного характера.
Поступление на склад возвратных отходов производства регистрируется документом «Оприходование материалов из производства».
В конце месяца расчетные остатки материалов в незавершенном производстве могут быть скорректированы документом «Инвентаризация незавершенного производства».
Все операции по учету производственных затрат автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете. Итоговый расчет себестоимости продукции, выпущенной предприятием, выполняется автоматически с помощью регламентной операции завершения периода.
Переработка давальческого сырья
«1С: Бухгалтерия 8» автоматизирует производственные операции с товарно-материальными ценностями, не предусматривающие перехода права собственности — переработку давальческого сырья.
Производственное предприятие может прибегнуть к переработке давальческого сырья при неполной загрузке производственного оборудования выпуском собственной продукции . В управленческом и бухгалтерском учете предприятия переработка давальческого сырья не может учитываться как выпуск готовой продукции, поскольку продукт, полученный в результате переработки, является собственностью владельца сырья. Переработка давальческого сырья отражается как услуга производственного характера.
На предприятии возможна и обратная ситуация. При нехватке или отсутствии собственных производственных мощностей предприятие может заказать у другого предприятия производственную услугу — переработку давальческого сырья. Учет такой услуги у предприятия-заказчика имeeт свои особенности, поскольку у предприятия сохраняется право собственности на сырье, а также на все полуфабрикаты и готовую продукцию, получаемые в процессе переработки.
«1С:Бухгалтерия 8» рассчитана на обе ситуации, когда предприятие выступает как в роли переработчика, так и в роли собственника сырья.
Для отражения в информационной базе операций пo переработке давальческого сырья используются как документы универсального назначения, так и специальные документы. Так, факт оказания услуг пo переработке регистрируется документом «Реализация услуг пo переработке».
Операции пo переработке давальческого сырья автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете с учетом специфики данного вида производства.
Учет денежных средств
Неотъемлемые условие благополучного существования современного предприятия:
эффективный контроль за денежными потоками;
формирование оперативной и достоверной информации;
регулирование взаиморасчетов.
«1С: Бухгалтерия 8» содержит подсистему учета денежных средств предприятия, которая обеспечивает формирование денежных документов:
платежных поручений;
кассовых ордеров.
Исходящие документы безналичных денежных платежей могут быть сформированы как в печатном, так и в электронном виде, для этого обеспечено взаимодействие со специализированными банковскими программами типа «Клиент банка».
Кассовая книга формируется автоматически.
Предусмотрена возможность денежных расчетов в иностранных валютах и обмена валюты.
Денежные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Кассовые операции
«1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает формирование необходимых платежных документов:
приходных кассовых ордеров;
расходных кассовых ордеров.
Кассовый документ может быть распечатан в бумажном виде непосредственно из экранной формы документа.
Подсистема учета денежных средств обеспечивает удобное взаимодействие между финансовыми службами и кассами предприятия. Кассовый документ может быть сформирован сотрудником финансовой службы — финансовым менеджером или бухгалтером. Сотрудник распечатывает кассовый документ в бумажном виде, оформляет нужным образом и передает в кассу организации. Но документ не проводится, пока не произошло фактической оплаты, то есть кассовый документ означает лишь намерение изменить состояние денежных средств. После фактической оплаты пo документу кассир предприятия проводит документ — только после этого в информационной базе регистрируется фактическое движение денежных средств. Факт оплаты регистрируется в бухгалтерском учете и в налоговом учете.
Кассиру предоставляется возможность автоматизированного формирования кассовой книги .
Банковские операции
«1С: Бухгалтерия 8» автоматизирует следующие функции:
оформление и печать банковских документов (платежных поручений и платежных ордеров);
регистрация прихода и расхода денежных средств на банковских счетах.
Места хранения безналичных денежных средств предприятия — расчетные счета в банках — отображаются в информационной базе как элементы списка банковских счетов предприятия.
Расход денежных средств регистрируется платежными документами, который может быть распечатан в бумажном виде или передан в электронном виде пo каналам связи в коммерческий банк с помощью специализированной программы типа «Клиент банка», поставляемой банком.
Первичная запись платежных документов в информационную базу означает регистрацию намерений на изменения состояния безналичных денежных средств. Фактическое движение денежных средство регистрируется простановкой флажка «Оплачено» в экранной форме документа. После этого могут быть сформированы соответствующие проводки в бухгалтерском и налоговом учете.
Основанием для регистрации фактической оплаты является выписка с расчетного счета, полученная из банка. «1С:Бухгалтерия 8» предоставляет инструмент ускорения регистрации выписки с расчетного счета с обеспечением группового ввода платежных документов в информационную базу — обработку «Выписка банка».
«1С: Бухгалтерия 8» автоматизирует работу с валютными денежными средствами, операции пo покупке и продаже иностранной валюты.
Клиент банка
Специализированные программы типа «Клиент банка» предназначены для обмена информацией с банками пo электронным каналам связи. Конфигурация, в свою очередь, умеет обмениваться информацией с такими программами. Абсолют-центр поможет организовать обмен даными между конфигурациями 1С.
Специальный механизм обмена информацией с программами типа «Клиент банка» позволяет:
формировать платежные документы в информационной базе, затем выгружать их в программу типа «Клиент банка» для передачи в банк пo электронным каналам связи;
загружать в базу из программы типа «Клиент банка» информацию, поступившую из банка об операциях пo расчетным счетам организации.
Для обмена данными между конфигурацией и программой типа «Клиент банка» используется файл обмена специального формата.

Для отправки платежных документов подготовленные в конфигурации данные выгружаются в файл обмена. Программа типа «Клиент банка» этот файл читает и обрабатывает. Результат обработки передается пo телекоммуникационным каналам в коммерческий банк. Допускается повторная выгрузка документов в программу типа «Клиент банка». Однако следует иметь в виду, что если документы уже были переданы программой в банк, то их изменение не даст нужного результата.
Для получения банковских выписок программой типа «Клиент банка» инициируется прием данных из коммерческого банка и формирование файла обмена. Затем этот файл читается и обрабатывается.
Для корректного взаимодействия с программой типа «Клиент банка» банковская программа должна поддерживать стандарт обмена данными «1С: Предприятие — Клиент банка».
Бухгалтерский учет
Вся хозяйственная деятельность предприятия находит отражение в бухгалтерском учете.
Организация подсистемы бухгалтерского учета обеспечивает высокую степень автоматизации формирования бухгалтерской отчетности.
В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Приказом Минфина РФ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции пo его применению» от 31 октября 2000г. №94н.
Состав счетов, настройки аналитического, валютного, количественного учета позволяют учесть требования законодательства. Пользователь может также самостоятельно управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики, создать новые субсчета и разрезы аналитического учета. Для этого не требуется специальных знаний и навыков конфигурирования.
Подсистема бухгалтерского учета обеспечивает ведение учета в соответствии с российским законодательством по всем участкам учета, в том числе:
- операции пo банку и кассе;
- основные средства и нематериальные активы;
- учет материалов, товаров, продукции;
- учет затрат и расчет себестоимости;
- валютные операции;
- расчеты с организациями;
- расчеты с подотчетными лицами;
- расчеты с персоналом пo оплате труда;
- расчеты с бюджетом.
В бухгалтерском учете автоматически отражаются все хозяйственные операции предприятия, регистрируемые в других подсистемах, обеспечивается высокая степень формирования бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет — это один из самых ответственных участков деятельности предприятия. Бухгалтеры должны быть обеспечены надежным и эффективным инструментом автоматизации.
Основным способом регистрации хозяйственных операций в учете является ввод в информационную базу документов, соответствующих первичным документам бухгалтерского учета. Бухгалтерские проводки пo документу формируются автоматически при условии, что в документе будет установлен признак отражения хозяйственной операции документа в бухгалтерском учете. Некоторые документы в бухгалтерском учете могут не отражаться.
Допускается непосредственный ввод отдельных бухгалтерских проводок.
Бухгалтерский учёт дает возможность использовать типовые операции группового ввода проводок, легко и быстро настраиваемый пользователем.
Ведение бухгалтерского учета поддерживается для нескольких юридических лиц в единой информационной базе. Такая организация учета позволяет автоматизировать предприятия с достаточно сложной организационной структурой.
Бухгалтерские проводки
В традиционном бухгалтерском учете проводки используются для отражения хозяйственных операций только на счетах бухгалтерского учета. В конфигурации функции проводки расширены: проводка может использоваться также и для отражения хозяйственных операций в аналитическом учете имущества, расчетов и обязательств предприятия. Это достигается путем использования в проводке дополнительных реквизитов — субконто.
Субконто — это объект аналитического учета, а вид субконто — это множество однотипных объектов аналитического учета, из которого выбирается объект.
Видами субконто, в частности, являются:
списки контрагентов предприятия,
списки складов,
списки подразделений,
списки работников,
список номенклатуры товарно-материальных ценностей,
документы расчета с контрагентами и др.
Виды субконто прикрепляются к счетам бухгалтерского учета непосредственно в плане счетов.
К одному бухгалтерскому счету можно прикрепить до трех видов субконто.
В дополнение к счетам дебета и кредита в ней может быть указано до трех субконто дебета и до трех субконто кредита. Если для какого-либо счета проводки в плане счетов указаны признак ведения количественного учета и признак валютного учета, то помимо рублевой суммы, в записи проводки могут быть указаны количество и сумма в иностранной валюте (по дебету и/или пo кредиту).
Таким образом, проводка является мощным инструментом для отражения хозяйственных событий одновременно в синтетическом бухгалтерскому учете и в нескольких разрезах аналитического бухгалтерского учета. Но многофункциональность этого инструмента не создает дополнительных трудностей для пользователя, поскольку, как правило, проводки формируются автоматически.
Учет товарно-материальных ценностей
В учете (ТМЦ) заложен большой объём обработки информации. Поэтому конфигурация максимально облегчает работу пользователя с помощью широкого использования механизма автоматической подставки данных пo умолчанию, возможности ввода документов на основании других документов или помощью других приемов.
Учет (ТМЦ) в «1С: Бухгалтерии 8» ведётся в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и методическим указаниям пo его применению.
Хозяйственные события поступления, перемещения и выбытия товарно-материальных ценностей (ТМЦ), регистрируются путем ввода в информационную базу соответствующих документов. Бухгалтерские проводки при этом формируются автоматически. Реквизиты проводок заполняются на основании информации, содержащейся в документе.
Так при регистрации поступления ТМЦ путем ввода документа «Поступление товаров и услуг», номенклатура поступающих ТМЦ перечисляется в табличной части документа на закладке «Товары». Причем в процессе заполнения табличной части пользователем для каждой номенклатурной позиции конфигурация автоматически подставляет счет учета бухгалтерского учета, счет учета НДС и некоторые другие данные. Эти данные используются «1С: Бухгалтерией 8» при автоматическом формировании проводок.
Проводка формируется пo каждой записи табличной части «Товары». В качестве субконто (объекта аналитического учета) дебета проводки указывается элемент справочника «Номенклатура» из одноименной колонки табличной части «Товары».
Таким образом, аналитический учет ТМЦ ведется на основе справочника «Номенклатура». В этом справочнике хранятся наименования и прочие реквизиты товарно-материальных ценностей.
При автоматической подстановке бухгалтерского счета учета ТМЦ пo умолчанию «1С: Бухгалтерия 8» выбирает наиболее подходящую запись из специального списка, хранящегося в информационной базе.
Для указания счета учета расчетов с контрагентом в проводке пo умолчанию будет выбрана наиболее подходящая запись из другого аналогичного списка.
Благодаря использованию принципа умолчания можно разделить работу пo учету ТМЦ между бухгалтерами и другими сотрудниками предприятия следующим образом:
Бухгалтеры осуществляют общее методическое руководство, контролируют и заполняют списки, используемые для подстановки бухгалтерских счетов в документы учета движений ТМЦ. (Причем поставляемая конфигурация уже содержит списки, предварительно заполненные минимально необходимыми наборами записей).
Сотрудники, отвечающие за регистрацию движений ТМЦ (сотрудники отдела материально-технического снабжения, производственных подразделений и др.), вводят документы, заполняют их наименованиями ТМЦ, контрагентов и прочими реквизитами, после чего бухгалтерские проводки формируются автоматически по правилам, предписанным бухгалтерами.
В то же время у сотрудника, заполняющего документ учета движения ТМЦ, всегда есть возможность указать счета бухгалтерского учета вручную.
В «1С: Бухгалтерии 8» поддерживаются следующие способы оценки ТМЦ при их выбытии:
по средней себестоимости;
по себестоимости первых пo времени приобретения материально–производственных запасов (способ ФИФО);
по себестоимости последних пo времени приобретения материально–производственных запасов (способ ЛИФО).
Выбор того или иного способа устанавливается в информационной базе в настройках политики бухгалтерского учета организации.
Помимо синтетического учета ТМЦ на счетах бухгалтерского учета, конфигурация обеспечивает ведение аналитического учета пo их видам — позициям номенклатуры (то есть элементам справочника «Номенклатура») и пo местам хранения (складам). Это позволяет формировать бухгалтерские отчеты, отражающие наличие и перемещения ТМЦ в разрезе позиций номенклатуры и мест хранения в денежном и количественном выражении.
Учет расчетов с контрагентами
Бухгалтерский учет расчетов с контрагентом зависит от методики взаиморасчетов, определяемой в договоре.
Сведения о договоре с контрагентом и условия расчетов должны быть введены в информационную базу. Причем с одним контрагентом может быть заключено несколько договоров с разными условиями расчетов.
В договоре может быть выбран один из следующих вариантов измерения взаимной задолженности между предприятием и контрагентом:
в рублях,
в условных единицах,
в иностранной валюте.
Первые два могут использоваться для расчетов с отечественными партнерами, а последний вариант подходит для расчетов с иностранным партнером. Причем вариант расчетов в условных единицах означает следующее: взаимные задолженности пo договору фиксируются в иностранной валюте, выбранной в качестве условной единицы договора, но платежи выполняются в рублях. Для регистрации изменения состояния взаиморасчетов суммы платежей пересчитываются в условные единицы пo курсу иностранной валюты на день платежа.
Учет расчетов с контрагентами может отражаться с разной степенью детализации:
по договору в целом,
по каждому расчетному документу (отгрузки, оплаты и т.п.).
Распространена практика во взаимоотношениях с контрагентами, когда конкретная оплата привязывается к конкретной поставке:
либо сначала регистрируется оплата поставки (по предварительно выписанному счету), а затем регистрируется сама поставка — поставка по предоплате.
либо сначала регистрируется поставка, а затем регистрируется оплата — последующая поставка.
Подобной практике деловых взаимоотношений больше подойдет детализация расчетов по каждому расчетному документу.
Но при долгосрочных взаимоотношениях с надежными деловыми партнерами может быть установлено, что платежи не привязываются к конкретным поставкам. Например, пo условиям договора контрагент может поставлять предприятию товары в течение месяца пo разовым заявкам подразделений предприятия, а пo завершении месяца финансовая служба предприятия будет оплачивать контрагенту все выполненные поставки и перечислять частичную предоплату на очередной месяц. Для подобной практики взаимоотношений подойдет вариант детализации расчетов с контрагентом по договору в целом, хотя можно выбрать и вариант детализации по каждому расчетному документу.
При регистрации расчетного документа в информационной базе бухгалтерские проводки формируются автоматически. При этом в целях аналитического учета контрагент будет указан в проводке в качестве субконто дебета или кредита. В качестве второго субконто проводки может быть указан договор, в качестве третьего — расчетный документ.
Конфигурация может вести аналитический учет пo расчетным документам даже в случае, когда пользователям это непосредственно не требуется, то есть в описании договора указана детализация расчетов пo договору в целом. Если для договора выбран вариант учета расчетов в условных единицах, то для корректного определения курсовых разниц при регистрации каждого изменения состояния взаиморасчетов потребуется привязка к конкретному расчетному документу, при этом расчетный документ будет подбираться из информационной базы автоматически пo методу ФИФО.
Суммы документов автоматически разделяются на погашения задолженностей и авансы, поскольку пo правилам бухгалтерского учета эти суммы должны отражаться раздельно.
Бухгалтерские счета для учета расчетов с контрагентами, используемые в проводках, указываются в расчетном документе.
Но пользователю вряд ли потребуется самостоятельно указывать бухгалтерские счета в документе, поскольку они подставятся автоматически сразу после того, как он укажет контрагента и договор. Для подстановки счетов пo умолчанию автоматически подберется наиболее подходящая запись из специального списка, хранящегося в информационной базе.
Благодаря автоматической подстановке бухгалтерских счетов ввод расчетных документов можно поручить пользователям, не являющимся бухгалтерами. А бухгалтеры могут оставить за собой лишь функцию контроля за состоянием списка, используемого для автоматической подстановки бухгалтерских счетов в расчетные документы.
Корректировка задолженности
«Корректировка задолженности» - документ для автоматизации сверки взаиморасчетов с контрагентами и их корректировки.
При помощи документа можно провести взаимный зачет дебиторской и кредиторской задолженностей, образовавшихся по разным договорам с одним контрагентом. Можно перенести задолженность с одного контрагента на другого контрагента (например, при их реорганизации), можно зарегистрировать списание безнадежного долга.
Учет банковских и кассовых операций
Банковские и кассовые операции инициируются документами подсистемы учета денежных средств. Но факт записи в информационную базу денежного документа может означать лишь намерение пользователя — сотрудника финансовой службы или бухгалтерии. Для того, чтобы в информационной базе было зарегистрировано соответствующее движение денежных средств, факт оплаты должен быть подтвержден путем простановки в денежном документе отметки «Оплачено». Для банковских платежных документов — платежных поручений при этом должна быть указана дата оплаты, поскольку дата платежа может не совпадать с датой документа. Для кассовых документов дату оплаты указывать не требуется, поскольку пo правилам кассовых операций дата оплаты совпадает с датой документа.
При регистрации оплаты документа будут автоматически сформированы проводки. В качестве даты проводок будет использована дата платежа.
Учет банковских операций
Сведения о банковских операциях вводятся в информационную базу банковскими расчетными документами (платежное поручение входящее, платежное поручение исходящее, платежный ордер, инкассовое поручение, аккредитив). По каждому банковскому расчетному документу могут формироваться проводки.
Несколькими щелчками мыши пo экранной форме банковского расчетного документа можно открыть фрагмент журнала проводок, который будет содержать проводки, сформированные документом.
Конфигурация не позволяет править проводки вручную. Для изменения проводки необходимо изменить исходную информацию, содержащуюся в документе, и перепровести документ — сформировать проводки заново.
Безналичные денежные средства учитываются на счете 51. Предприятие может иметь несколько расчетных счетов в одном или нескольких банках. В бухгалтерском учете этот факт будет отражен введением дополнительного разреза аналитического учета. В плане счетов бухгалтерского учета к счету 51 прикреплен вид субконто «Банковские счета».
Банковский счет указывается в форме банковского расчетного документа. При автоматическом формировании проводки он будет подставлен в качестве субконто.
Счета расчетов с контрагентами, которые будут использоваться в проводках, указываются непосредственно в форме документа. Но специально вводить его, скорее всего, не потребуется, поскольку он будет подставлен автоматически после того, как пользователь укажет в форме документа контрагента и договор: наиболее подходящий счет будет подобран из специального списка, хранящегося в информационной базе.
В конфигурации реализованы механизмы группового ввода и обработки платежных документов: обработка «Выписка банка», механизм обмена информацией с программами типа Клиент-банка. Эти обработки формируют или корректируют документы, которые, в свою очередь, порождают проводки.
Кассовые операции
Сведения о кассовых операциях вводятся в информационную базу кассовыми документами — приходными кассовыми ордерами и расходными кассовыми ордерами.
Для регистрации движения денежных средств пo кассовым документам (приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру) в форме документа должна быть проставлена отметка «Оплачено». Дату оплаты специально указывать не требуется, поскольку для кассовых документов дата оплаты должна совпадать с датой документа.
Учет торговых операций
В «1С: Бухгалтерии 8» реализовано отражение следующих видов торговых операций:
- оптовая торговля;
- комиссионная торговля (включая торговлю пo договору субкомиссии);
- розничная торговля.
Хозяйственные операции регистрируются вводом в информационную базу соответствующих документов:
«Поступление товаров и услуг»,
«Реализация товаров и услуг»,
«Отчет о розничных продажах» и др.
Бухгалтерские проводки по документу формируются автоматически, в качестве реквизитов проводки — бухгалтерских счетов и субконто — выбираются реквизиты документа.
Для изменения реквизита проводки следует изменить реквизит документа и перепровести документ — заново сформировать его проводки.
«1С: Бухгалтерия 8» содержит множество встроенных механизмов для ускорения и упрощения работы пользователя. Многие реквизиты документа, которые потом становятся реквизитами проводок, вносятся в документ пo умолчанию —автоматически.
При автоматическом формировании проводок пo торговым операциям обеспечен обособленный учет авансов и возвратной тары, что соответствует требования российского бухгалтерского законодательства. Учтены особенности розничной торговли в автоматизированных и неавтоматизированных торговых точках, особенности комиссионной торговли, включая торговлю пo договорам субкомиссии.
Благодаря высокой степени автоматизации документы учета торговых операций могут вводить в информационную базу данных сотрудниками, не являющимися бухгалтерами. При этом функция бухгалтера сводится к контролю за базовыми установками информационной системы, регулирующими отражение торговых операций в бухгалтерском учете.
Учет производства
«1С: Бухгалтерия 8» полностью отражает в бухгалтерском учете процессы производства.
В информационной базе регистрируются:
перемещения материальных ценностей между подразделениями и материально-ответственными лицами предприятия,
изготовление готовой продукции и полуфабрикатов,
оказание производственных услуг,
износ оборудования,
прямые и косвенные затраты на производство.
Процессы производства в бухгалтерском учете отражаются путем ввода документов пользователями и автоматического формирования проводок по каждому документу. Реквизиты проводок подставляются в зависимости от реквизитов документов.
Проводки, автоматически сформированные документом, можно посмотреть, открыв фрагмент журнала проводок непосредственно из формы документа.
Передача материалов в производство может быть оформлена документом «Требование-накладная», который автоматически сформирует соответствующие бухгалтерские проводки.
В документе «Отчет производства за смену» выпуск готовой продукции и полуфабрикатов оценивается пo плановой себестоимости.
Для определения фактической себестоимости выпущенной продукции в конце месяца проводится инвентаризация незавершенного производства, результаты которой вводятся в информационную базу документом, который так и называется — «Инвентаризация незавершенного производства». Проводки этого документа приведут остатки материалов в незавершенном производстве пo бухгалтерскому учету в соответствие данным инвентаризации и соответственно скорректируют данные о материалах, автоматически списанных на производство готовой продукции в течение месяца.
Если в состав предприятия входят несколько производственных подразделений, то документы «Отчет производства за смену» и «Инвентаризация незавершенного производства» вводятся для каждого производственного подразделения.
Документ «Расчет себестоимости выпуска», который выполняет множество функций, в частности, автоматически формирует проводки распределения прямых и косвенных затрат по подразделениям вводится в конце месяца.
«1С: Бухгалтерия 8» рассчитана на производственные предприятия с довольно сложной организацией производственных процессов. При этом в информационной базе обеспечивается регистрация всех этапов прохождения материальных потоков (переделов) между подразделениями предприятия. Пользователь может выбрать способ расчета себестоимости производства в настройках учетной политики: пo переделам или пo подразделениям. Второй способ расчета — пo переделам — предполагает жесткую последовательность прохождения потоков материалов и полуфабрикатов через подразделения предприятия.
Документы способны отражать разнообразные производственные операции:
выпуск полуфабрикатов,
прием и передачу в переработку давальческого сырья,
получение и оказание производственных услуг, включая «внутренние» услуги (то есть услуги, которые подразделения оказывают друг другу),
учет спецодежды и спецоснастки от момента передачи в эксплуатацию до момента списания материалов или возврата из эксплуатации,
выпуск брака и возвратных отходов и пр.
При автоматизации операций по учету переработки давальческого сырья, реализованы следующие варианты:
организация оказывает услуги пo переработке давальческого сырья, то есть выступает в роли переработчика;
организация принимает услуги контрагентов пo переработке собственного сырья, то есть выступает в роли давальца.
Все эти документы могут вводить сотрудники производственных подразделений, а работа бухгалтера может быть сведена к методическому руководству и к контролю за состоянием настроек и списков, используемых при автоматическом формировании проводок по документам производственного учета.
Учет основных средств и нематериальных активов
Основные средства
Конфигурация «1С: Бухгалтерия 8» отражает ведение учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Все операции по учету основных средств (поступление, принятие к учету, модернизация, передача, списание) регистрируются соответствующими документами.
Предусмотрено, что основное средство может появиться у предприятия различными способами:
в результате его приобретения и последующего ввода в эксплуатацию,
в результате строительства,
в результате монтажа.
Предоставляется возможность регистрации дополнительных затрат, связанных с приобретением и монтажом основного средства, и их отражение в первоначальной стоимости основного средства.
При принятии основного средства к учету в информационную базу вносятся сведения, необходимые для бухгалтерского учета и последующего начисления амортизации. В большинстве случаев основные хлопоты бухгалтера пo учету основного средства на этом заканчиваются.
При принятии к учету указываются счет бухгалтерского учета основного средства и счет амортизации, материально ответственное лицо, способ амортизации и срок полезного использования основного средства. Можно использовать сложные способы амортизации, распределять суммы начисленной амортизации между несколькими счетами или объектами аналитического учета. Для основных средств, использующихся сезонно, можно указать график начисления амортизации.
Амортизация пo всем основным средствам выполняется в конце каждого месяца автоматизированной регламентной операцией.
Для отдельных объектов основных средств в качестве способа начисления амортизации можно указать«начисление износа». В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» для таких объектов вместо ежемесячного начисления амортизации в последний месяц года будет автоматически начисляться износ, отражаемый на забалансовом счете 010.
Нематериальные активы
Учет нематериальных активов ведется в соответствии с и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».
Хозяйственные операции, связанные с поступлением, выбытием и изменением состояния основных средств, вводятся соответствующими документами. Нематериальный актив может быть зарегистрирован как результат научно-исследовательской работы (НИОКР), при этом затраты на НИОКР могут быть учтены в первоначальной стоимости объекта.
При принятии нематериального актива к учету в информационную базу вводятся сведения, необходимые для отражения нематериального актива на счетах бухгалтерского учета и последующего начисления амортизации.
Амортизация нематериальных активов начисляется в конце каждого месяца автоматизированной регламентной операцией.
Отражение зарплаты в бухгалтерском учете
«1С: Бухгалтерия 8» обеспечивает отражение операций начисления заработной платы и связанных с ней налогов и взносов в бухгалтерском учете.
Расчет заработной платы и связанных с ней начислений выполняется в специально предназначенной для этого подсистеме расчета заработной платы путем ввода в инфо